КИБЕРКРЕПОСТЬ
Разъяснение
Указа Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2024 г. No 459 «О представлении Республики Беларусь на международных мероприятиях», вступающего в силу 1 марта 2025 г.
Буллинг, и как ему противостоять?

Что такое буллинг и как ему противостоять?

Буллинг (от английского bulling «запугивание», «издевательство», «травля») – это систематические акты агрессии, направленные против одной или нескольких жертв.
Обычно буллинг происходит в условиях замкнутой общественной группы: в рабочих коллективах, в армии, университете, чаще – в школе.   С травлей в школе сталкиваются многие: одни с позиции жертвы, другие – со стороны наблюдателя, но говорят об этом далеко не все.
Согласно докладу ЮНЕСКО 2019 года «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе», каждый третий ученик по всему миру сталкивается с травлей и насилием со стороны своих одноклассников. На кого-то такой опыт не оказывает особенно сильного влияния, но для некоторых может стать весьма травматичным и существенно отразиться в будущем.

Как проявляется буллинг в школе?

В школьной среде буллинг имеет 2 основные формы:
– физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др.;
– психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путем словесных оскорблений и угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

В буллинге всегда есть три действующих лица:

– жертва, на которую направлено насилие;
– агрессор – тот, кто это насилие осуществляет;
– наблюдатель – просто наблюдает за процессом, не подключается к травле, но и не останавливает агрессивные действия.
Буллинг может принимать различные формы: угрозы, физическое либо психологическое нападение, распространение слухов, исключение ребенка из группы, игнорирование.
Буллинг ≠ конфликт!
Буллинг следует отличать от обычных конфликтов, которые, как правило, происходят разово и предполагают наличие какого-либо спорного вопроса. Травля же характеризуется системностью и протяженностью, ее цель – не просто напасть на жертву, а всячески унизить ее.
Участники конфликта понимают и осознают его суть, признают то, что они спорят (ссорятся, выясняют отношения). Когда речь идет о буллинге, агрессоры пытаются продемонстрировать насильственные действия по отношению к жертве как шутку, розыгрыш и часто сами не осознают пагубность своих поступков.
Конфликт предполагает наличие равных сил с обеих сторон. При буллинге сильные всегда обижают тех, кто слабее (физически, психологически), того, кто не может за себя постоять и дать отпор.
Буллинг – это не розыгрыш!
Не стоит путать буллинг с обычным розыгрышем, который часто можно встретить в дружеском коллективе. Основное отличие розыгрыша – смешно как инициатору шутки, так и объекту, на которого этот розыгрыш рассчитан – т.е. обеим сторонам. Если розыгрыш нравится только одной стороне и является обидным, унизительным, оскорбляет честь и достоинство человека – это уже не шутка, это травля. И тут совсем уж не смешно. Почему? Потому что любая с виду не такая уж обидная шалость может невероятным образом задеть человека и в дальнейшем привести к плачевным последствиям.
Как распознать, что ваш ребенок подвергся травле?
Специалисты выделяют основные признаки регулярной травли, которые ни в коем случае нельзя игнорировать:
1. Ребенок отказывается ходить в школу, проводить время на общественных мероприятиях, с друзьями.
2. Физические «отметки» (синяки, ушибы, ссадины и т.д.), не имеющие логического объяснения. Если они появляются на теле ребенка систематически, обязательно обратите на это внимание!
3. Ребенок стал грустным, замкнутым, тревожным, говорит о чувстве одиночества, затрагивает тему самоубийства либо принимает попытки к лишению себя жизни, есть признаки самоповреждений.
4. Все чаще наблюдаются проблемы со сном, аппетитом, концентрацией внимания. Снижается интерес и успеваемость в учебе.
5. Появились нервные тики (подергивания лица) или другие неврологические проблемы (заикание, энурез и др.).
6. У ребенка часто пропадают либо портятся вещи (книги, гаджеты), порвана либо испачкана одежда.
7. Ребенок ведет себя излишне уступчиво, проявляет осторожность.

Как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга?

Если ваш ребенок столкнулся с травлей, не закрывайте глаза на проблему, не ждите, пока она решится сама собой. Буллинг – очень серьезная проблема. Столкнувшись с систематической агрессией, ребенок особенно остро нуждается в поддержке и помощи взрослых, так как сам часто не может дать отпор. Очень опасно в такой ситуации оставлять его одного: со своими страхами, тревогами и чувством безнадежности, когда ему может показаться, что никто не поможет и никто не встанет на защиту. Детская психика очень хрупкая, легко травмируемая, и зачастую психологические травмы, полученные в детстве, дают о себе знать уже во взрослой жизни. Помните об этом!
Разговаривайте с ребенком: спросите у него о том, что происходит в школе, и как он к этому относится. Дайте ему понять, что вы готовы его поддержать и защитить. Фразы «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе решить проблему», «Вместе мы обязательно справимся» помогут ребенку больше доверять вам, почувствовать спокойствие и уверенность.
Не отмахивайтесь от ребенка высказываниями типа «Ты сам виноват», «Это твои проблемы» и т.д., не обвиняйте его в случившейся ситуации и не обесценивайте его чувства. Попытайтесь вместе разобраться в проблеме, подключите к ее решению классного руководителя, психолога, других родителей. Постарайтесь, чтобы обсуждение данной проблемы носило конструктивный, спокойный характер, не набрасывайтесь сразу с обвинениями в адрес всех возможных причастных к этому лиц.
Рассмотрите возможность перевода ребенка в другой класс или другую школу.

Обратная ситуация: что делать, если ваш ребенок обижает других детей?

Бытует мнение, что агрессорами чаще всего выступают дети из неблагополучных семей либо пережившие насилие. Но начать травить других может и внешне благополучный ребенок из хорошей семьи.
Причины, по которым у ребенка может возникнуть агрессия к другим людям:
– сложности в общении (с родителями, сверстниками, педагогами);
– эмоциональные перегрузки из-за усталости, проблем в учебе, в семье;
– давление учителей, родителей;
–особенности психологического и физического состояния.
Не пытайтесь решить проблему руганью или наказанием – ребенок под страхом может временно прекратить агрессивные действия, но потом они возобновятся снова, еще с большей силой и озлобленностью. Ничто не происходит просто так: агрессия – это следствие, а причина – глубоко внутри. Обидчик может переживать сильные физические или эмоциональные страдания, таить обиду, злость на окружающих и поэтому проявлять насилие к другим людям.
Поговорите с ребенком о том, какие причины повлияли на его поведение, постарайтесь услышать, понять и помочь ему. Возможно, он поступает так из-за отсутствия внимания, желания получить признание или самоутвердиться. Ваша задача объяснить, что насилие – это плохой способ реализовать себя. Предложите иные способы для самореализации: кружки, секции, выступления, творческие инициативы, где бы ребенок мог показать свои лидерские качества в позитивном ключе.
Развивайте у ребенка эмпатию – способность чувствовать и сопереживать другим. Поговорите с ним о том, как чувствует себя жертва, на которую направлена агрессия, хотел бы обидчик оказаться в этой роли.
Если вы понимаете, что не в силах достучаться до своего чада и справиться с ситуацией самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу, обговорите проблему с педагогами, родителями других детей.

Как себя вести, если вы стали свидетелями травли?

Не будьте равнодушными. Буллинг и насилие – это не норма. Нет гарантии, что агрессия однажды не коснется вас как свидетеля ситуации. Попробуйте поставить себя на место жертвы: вы бы хотели получить помощь и защиту от окружающих?
Родители, объясните своим детям, что насилие недопустимо и о нем нужно говорить. Обычно, если в классе существует травля, многие ее осуждают, но боятся говорить об этом открыто. А рассказать об этом необходимо – учителям, педагогам, родителям. Возможно, ваше неравнодушное отношение к чужой беде поможет предотвратить трагедию.

Вместо заключения

Известный американский общественный деятель и активист Мартин Лютер Кинг писал: «Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, и жестокость поражает жестокость в раскручивающейся спирали всеобщего разрушения…Цепная реакция зла – ненависть, порождающая ненависть и войны, порождающие новые войны – должна быть разомкнута, или иначе мы скатимся в темную пропасть самоуничтожения».
В мире и так достаточно насилия – оно происходит постоянно, изо дня в день. В наших же силах проявить сопереживание и заботу о других, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается, не быть равнодушным к тому, что происходит вокруг нас.
 
Отдел общественного здоровья
Брестского областного ЦГЭиОЗ
Буллинг что это-?

Буллинг в подростковой среде: что это и как его избежать?

 
Буллинг - это регулярное психологическое или физическое давление на жертву, осуществляемое одним человеком (буллером) или группой агрессоров. Потенциально «жертвой» или «агрессором» может стать любой ребёнок при стечении определенных обстоятельств. Главная отличительная черта буллинга от простых конфликтов - намеренность, долговременность и неравенство сил.

Нужно научиться различать буллинг и конфликт в коллективе, потому что эти ситуации имеют совершенно разные решения.

Конфликт - это хоть и не очень приятная, но естественная и нормальная часть социальной жизни, в которой сталкиваются интересы, точки зрения разных людей. В конфликтной ситуации можно и нужно вести диалог, искать компромисс, отстаивать свою точку зрения или идти на уступки. Обе стороны конфликта, как правило, заинтересованы в его разрешении.
А вот буллинг - это совершенно иная ситуация, это уже вид психологического насилия. Дело в том, что те, кто устраивают травлю, обычно заинтересованы в самом процессе. Им нравится сам факт оскорбления, унижения своей жертвы. Обидчики даже не пытаются вести диалог и искать решение ситуации. Буллинг обычно длится долго. Жертва постепенно устает сопротивляться, и это может еще больше обострять ситуацию, доставляя удовольствие обидчику.
Виды буллинга:
- вербальный буллинг (оскорбления, дразнилки, угрозы) - является первым по популярности;
- физический буллинг (удары, пинки, толчки) - второй по популярности;
- социальный буллинг (изоляция, игнорирование, противопоставление жертвы окружению);
- кибербуллинг (травля через интернет и социальные сети);
- косвенный буллинг (распространение слухов или выдуманных историй, порочащих чью-то честь, разглашение личных секретов, передразнивание мимики или жестов за спиной у жертвы, анонимная порча вещей);
- сексуальный буллинг (сексуальное домогательство или унижение с использованием сексуального подтекста).
Признаки буллинга:
- намеренное агрессивное поведение по отношению к конкретному человеку;
- повторяющиеся действия, направленные на унижение жертвы;
- неравенство сил между обидчиком и жертвой (физическое, моральное, социальное превосходство);
- проявление негативных эмоций у жертвы (страх, тревога, подавленность, депрессия).

Что делать, если вы стали жертвой буллинга?

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучия семьи, заботы родителей и уровня развития. Что следует делать при появлении буллинга:
- прежде всего, не следует молчать; важно рассказать о случившемся взрослым, которым доверяете (родителям, учителям, школьному психологу);
- постарайтесь собрать доказательства буллинга (скриншоты, записи, свидетельства);
- обязательно обратитесь за помощью (проконсультируйтесь у психолога, позвоните на телефон доверия).
Очень важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, о которых они осведомлены, даже если агрессия не направлена на их детей.
Дети могут быть очень жестокими и издеваться над кем-то просто потому, что им скучно. А чаще всего “цепляются” к тем, кто чем-то выделяется.
В травле всегда есть один очень важный момент - это первая реакция потенциальной жертвы. Достаточно один раз правильно ответить задире, и он отстанет, даже если он старше. Но это не кулаки, не избегание, и, конечно не слёзы. Важно сохранять спокойствие, не отвечать агрессией, просто не замечать – игнорировать обидчика. Надо понимать следующее: если человек позволяет себе оскорбление, рукоприкладство – значит он слабая личность и своим поведением пытается выделиться и что-то доказать, возможно своё превосходство и силу. Но в этой силе скрывается его слабость!
Поэтому, родителям необходимо развивать у детей эмоциональный интеллект и навыки реагирования на травлю. Умение понимать себя и других, контролировать свои эмоции и сопереживать помогают строить здоровые отношения и избегать насилия в любой его форме. Важно научиться обороняться вербально, оставаясь психологически стойкими.
Профилактика школьного буллинга.
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля - не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам. Важно обращать внимание на изменения в поведении ребёнка, поддерживать его эмоционально, разговаривать и обсуждать произошедшие события и принимать меры для предотвращения дальнейшего насилия. Найдите совместные занятия с ребёнком, которые могут укрепить ваши отношения и его характер. Больше общайтесь и проявляйте искренний интерес к различным моментам в жизни ребёнка. Это создаёт внутреннее чувство комфорта, доверия и взаимопонимания, что поможет ребёнку справиться с травлей и предотвратить её повторение.
Буллинг – это проблема, которая может нанести серьезный вред здоровью и благополучию ребёнка-жертвы. Важно помнить, что никто не должен терпеть насилие, и что помощь всегда доступна. Самое важное – быть рядом, слушать, поддерживать и действовать решительно. Ваша любовь и внимание способны вселить в ребёнка чувство безопасности и уверенности, которые так необходимы для его гармоничного развития.
 
 
Психолог отдела общественного здоровья
Брестского областного ЦГЭиОЗ Юлия Радиончик
Нецензурные выражения разрушают нравственность

Нецензурные выражения разрушают нравственность и здоровье, являются признаком неблагополучия в обществе

 

Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее.

Ф.Г.Углов

 

Кто может обуздать язык, обуздает и все тело»

(Послание апостола Иакова).

 

Прислушайтесь к разговору окружающих. В транспорте и на остановках, просто на улице, в подъездах домов и на дворовых площадках, на школьных стадионах и в школьных дворах, в кафе и ресторанах, на дискотеках и вечеринках, в квартирах и общежитиях, при детях, женщинах, в малознакомой обстановке из уст людей разного возраста и разного социального положения звучит нецензурная брань.
Отношение окружающих к этому неоднозначное: одни из них этих слов просто не замечают, другие слышат, но молчат, испытывая при этом неприятные чувства. Кажется, что грязью этих слов тебя облили с головы до ног, морально унизили.

«Мат» в современном мире

Мы не можем не заметить, что «мат» стал молодеть. Использование нецензурных выражений в разговорной речи подростками разного пола стало нормой. При этом ненормативная лексика для них является делом обыденным. Они произносят эти слова по привычке, практически на уровне обычного бытового общения, даже не пытаясь понизить голос. Нет, подростки общаются громко и шумно, не стесняясь в выражениях и не задумываясь о том, что говорят, о «грязном» смысле этих слов и о вредных последствиях для себя и окружающих.
Они также не понимают того, что ненормативная лексика унижает их человеческое достоинство и может помешать им реализовать себя в этой жизни, забирая жизненную энергию и уничтожая творческий потенциал.

Нужно ли делать замечание?

Нужно обязательно! Следует в вежливой форме попросить это лицо (или лиц) не произносить «грязные» слова в вашем присутствии. Никому нельзя позволять так грубо и бесцеремонно вторгаться в твой мир, в твою энергетику.
Кроме того, делая замечания подросткам, мы обозначаем границы дозволенного, помогаем сформировать правильную модель поведения, принятую в нашем обществе, а также культуру поведения в целом и культуру речи в частности. И наоборот, наше молчание в такой ситуации означает для молодежи отсутствие любых ограничений, установленных норм и правил, способствуя вседозволенности и приводя к распущенности.
Поэтому не надо терпеть, не надо молчать. Нецензурные выражения опасны не только для тех, кто их произносит, но и для окружающих людей, поэтому нужно защищать себя.
 

Мнение, что «мат» – славянская традиция,

является заблуждением.

Сквернословие на Руси до середины XIX века не было распространено и являлось наказуемым. Во времена царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича «матерщинника» подвергали публичной порке. После крещения Руси склонность к «матерщине» считалась большим пороком. С нею связывали многие беды, в том числе алкоголизм и агрессию в быту.
Непримиримую позицию в отношении нецензурных выражений занимает церковь: сквернословие – это антимолитва, это, по сути, жертва сатане, искажающая любовь, чистоту и простоту души. Грех сквернословия заключается в том, что это осквернение себя самого. И борьба против сквернословия – это не только борьба против вредной привычки, но в большей степени борьба за то, чтобы оставаться христианином. Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает.
Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим и тем, что произносим. Потому что слово велико само по себе – оно имеет силу.
Именно об этой силе слова говорил великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к Луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине

Что думают по этому поводу ученые?

На протяжении 150 лет человечество искало связь между словом и сознанием. В результате долгих исследований группа учёных с математической точностью доказала, что каждое слово человека несет энергетический и информационный заряд, положительный или отрицательный. Любое сквернословие идет со знаком «минус», поэтому, как доказали учёные, в сквернословии таится огромная разрушительная сила, а некоторые произносимые нами слова по разрушительной силе можно сравнить с термоядерным взрывом.
Проведенные современными учеными-генетиками в течение 3 лет исследования на специально созданном аппарате, способном переводить слова в электромагнитные колебания, привели к неожиданным результатам, которые ошеломили самих исследователей. Как оказалось, если человек ежедневно употребляет или слышит бранные слова, то носители наследственной информации – гены – за долю секунды меняются местами, изменяя генетический код человека, вырабатывая так называемую «отрицательную программу», направленную на самоликвидацию, что непременно передаётся потомкам.Такой человек быстро старится и умирает, а передаваемая искаженная генетическая программа потомкам оказывает на них такое же разрушительное действие, как и на их родителей.
Проведенные опыты с растениями показали, что большинство из них под влиянием нецензурных выражений погибало, а выжившие становились генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни.
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия, наблюдая за людьми одного возраста. Одни из них принципиально сквернословили, а вторые избегали крепких выражений. Исследования показали, что любители нецензурных выражений быстро старились и имели множество различных недугов, в отличие от людей второй группы, у которых был более высокий уровень духовности и внутренней культуры, благодаря чему они меньше болели, медленнее старились и дольше жили.
Исследования показали, что мат является одним из инструментов снижения и разрушения нравственности людей, ускорения нравственной деградации общества
Вывод. Использование нецензурной лексики не является показателем силы и превосходства человека, а наоборот показывает его уровень нравственного разложения и болезни души.

Больше всех от ругани страдают дети.

Если отец и мать без конца упражняются в сквернословии, дети, живущие в этой атмосфере, не могут нормально развиваться: у них нет внутреннего равновесия, они беспокойны, вспыльчивы и агрессивны. Кроме того, постоянно высокий уровень стресса приводит к снижению активности иммунной системы, поэтому в этих семьях дети часто болеют.
Есть гипотеза, что бранные слова блокируют нейронные связи в мозге, поэтому замедляется скорость передачи информации и человеку становится труднее думать, решать логические задачи и принимать взвешенные решения. Причем, больше всего от мата страдает именно детский мозг: если ребенок регулярно слышит ругань, то будет отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Сквернословие – это мостик к деградации.
В любом случае, в семьях сквернословов дети несчастны.

Что делать?

Вот так. Немного страшновато. Какая-то энергетическая яма. И выбраться из неё можно только совместными усилиями и совместными действиями всех людей и государства в целом, но прежде всего в вопросах воспитания детей.
Давая знания и воспитывая наших детей в духе христианства, формируя их сознание и определённый уровень культуры, обозначая границы дозволенного и знакомя их с социальными нормами, правилами и ценностями, мы помогаем им подняться на более высокую ступеньку социального развития, которая позволит им стать нравственными людьми, ответственными за себя и общество в целом. Нужно использовать все формы работы по воспитанию детей: занятия и классные часы в школах, уроки нравственности, воскресные школы, нетерпимость общества.
Но самые главные навыки жизни дети получают в семье. Поэтому основное направление работы – это построение в семье отношений, основанных на любви и уважении, поддержание уровня культуры, которая включает в себя и культуру речи. Ведь именно родители являются первыми учителями своих детей: каждое их слово и поступок воспринимаются детьми как истина. И задача родителей – не только накормить и одеть детей, но привить им духовные и нравственные ценности, благодаря которым они вырастут достойными членами общества и уверенными в себе людьми.
Административная ответственность
Также необходимо информировать население о том, что нецензурная брань может расцениваться как административное правонарушение согласно Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь:
- статья 19.1 «Мелкое хулиганство» (оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест);
- статья 10.2 «Оскорбления» (умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин).
Так как административная ответственность за мелкое хулиганство наступает только с 14 лет, к административной ответственности могут быть привлечены родители (законные представители) детей и подростков (статья 10.3 часть 1 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей» КоАП) с наложением штрафа до 10 базовых величин.
Вместо заключения.
В любом случае нецензурные выражения у основного большинства населения ассоциируются с асоциальным поведением и разрушительным образом жизни, а также рассматриваются современной общественностью как признак нездоровья общества.
В декларации прав человека говорится: «Все люди рождены свободными и равными по достоинству и правам». Но чтобы каждый человек, а не единицы, мог удовлетворить свое право не слышать грубых и нецензурных слов, мы должны научиться вести себя достойно по отношению друг к другу, уважать общественный порядок и закон. И этому нужно обязательно учить наших детей.
 
Врач по медицинской профилактике
Брестского областного ЦГЭиОЗ                           В.С.Машенская

Государственные праздники


Информация о государственных праздниках, основных политических событиях
Государственные праздники, праздничные дни, памятные и праздничные даты устанавливает Президент Республики Беларусь. В настоящее время действует Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь".
В соответствии с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, государственные и праздничные дни устанавливает Всебелорусское народное собрание.

Государственные праздники
День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День Победы – 9 мая;
День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля;
День народного единства – 17 сентября.

Общереспубликанские праздничные дни
Новый год - 1 и 2 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь - 23 февраля;
День женщин - 8 марта;
Праздник труда - 1 мая;
День Октябрьской революции - 7 ноября.

Государственные праздники устанавливаются в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.
Праздничные дни устанавливаются в ознаменование иных событий, посвященных традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д.
Памятные даты связаны с иными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаются отдельными категориями граждан.
Праздничные даты - это традиционно отмечаемые значительным количеством граждан события, которые не наделяются в Республике Беларусь официальным статусом государственного праздника, праздничного дня или памятной даты.

Заседание Совета Безопасности
18 июня 2024
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 июня собрал заседание Совета Безопасности в развитие принятой недавно на Всебелорусском народном собрании новой Концепции национальной безопасности. На рассмотрение членов Совбеза вынесен проект нормативного правового акта, связанного с вопросами оценки состояния национальной безопасности.

"То есть в тот или иной период времени нам нужно выработать критерий оценки состояния национальной безопасности. Учитывая значимость данного документа, принято решение провести заседание Совета Безопасности и в таком формате его рассмотреть. Как вы помните, на седьмом Всебелорусском народном собрании говорилось о необходимости переработки соответствующих нормативных правовых актов в развитие новой Концепции национальной безопасности, - сказал Президент. - Мы говорили о том, что Концепция национальной безопасности - это публичный документ. Мы солидно изучили его, на диалоговых площадках рассмотрели, а потом утвердили на ВНС. Но в развитие этой Концепции (это в основном общие направления, теория) нужны нормативные правовые акты, которые будут ее конкретизировать и приземлять".
Фактически эти документы являются неотъемлемой частью Концепции, но по сложившейся практике носят закрытый характер.
"Концепция утверждена. Наши национальные стратегические интересы, угрозы, приоритетные направления их нейтрализации, общее видение дальнейшего развития в сфере безопасности определены. Здесь все предельно ясно. Республика Беларусь - мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали. Более того, открыто (в отличие от других стран) доводим наши подходы всем. Кто хочет это слышать - тот услышит", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Что касается актуальности тематики нынешнего заседания Совбеза, Президент объяснил ее следующим образом: "Мы говорили о том, что только закрепить отдельные положения в нормативных правовых актах недостаточно. Пришло время внедрить эти подходы в практику. То есть мы должны иметь четкое представление о том, что реально происходит внутри страны и вокруг нее. Военная безопасность, экономика, социальная, политическая сферы и другие. Без прикрас, максимально выверенно и объективно".
В этой связи Александр Лукашенко поставил перед докладчиками ряд вопросов о том, какая работа проведена по совершенствованию действующей системы оценки состояния национальной безопасности; каким образом предлагаемые изменения согласуются с новой Концепцией национальной безопасности. И главное - отражает ли предложенная система оценки реальное состояние дел в каждой сфере национальной безопасности.
"Вы знаете наши требования - формализма и упрощенчества здесь быть не должно", - акцентировал внимание Глава государства.
В числе докладчиков на заседании - Государственный секретарь Совета безопасности Александр Вольфович, Министр экономики Юрий Чеботарь и Министр обороны Виктор Хренин.
Госсекретариатом разработан проект Указа Президента об утверждении документов по реализации Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. После утверждения Концепции на заседании ВНС, это следующий важный этап совершенствования законодательства в данной сфере. "Цель указанного документа - с учетом новых изменений уточнить порядок оценки состояния национальной безопасности на основе системы индикаторов, разработанных для каждой из девяти сфер национальной безопасности, - отметил Александр Вольфович. - Работа над проектом Указа строилась по аналогии с подготовкой Концепции национальной безопасности. Мы сохранили в документе все лучшее, положительно зарекомендовавшее себя на практике, и то, что сегодня еще не отработало себя. При этом учли новые предложения, шли от реальной обстановки".
Несмотря на ряд дополнений, в целом структура документа и общий алгоритм работы остались без кардинальных изменений. Как и ранее, за каждой сферой закреплен ответственный орган-координатор и органы-исполнители, которые в соответствии с установленными индикаторами и их пороговыми значениями проводят анализ и предлагают соответствующую оценку. Состояние национальной безопасности в каждой сфере, как и ранее, оценивается по трем критериям: стабильное, неустойчивое и требующее принятия неотложных мер. Это соответствует закрепленным в Концепции понятиям риска, вызова и угрозы национальной безопасности.
Перед заседанием во Дворце Независимости Александр Лукашенко ознакомился с перспективными образцами новых предметов формы одежды для военнослужащих.

Образцы новой формы были подготовлены Министерством обороны по поручению Главы государства. В ведомстве пояснили, что изменения обусловлены мировыми тенденциями, трансформацией выполняемых военнослужащими учебно-боевых задач, а также необходимостью унификации отдельных предметов форменной одежды для разных категорий военнослужащих.
"Что нового? Чем не устраивает та одежда, которая есть?" - спросил Александр Лукашенко.
Как доложил Президенту заместитель Министра обороны по тылу - начальник тыла Вооруженных Сил Андрей Бурдыко, предлагаемые изменения позволят расширить функциональность военной формы, обеспечить удобство при ее ношении с учетом специфики выполняемых военнослужащими задач.
Некоторые элементы одежды были усовершенствованы конструктивно, чтобы форма не сковывала военнослужащих при выполнении поставленных задач. В боевой одежде усилили защиту коленных и локтевых суставов.
Все новшества - перечень и наименование предметов военной одежды, их цветовая гамма - закреплены в проекте Указа Президента. К выпуску планируется тактическая рубашка, флисовая куртка, кашне летнее и зимнее для боевой формы одежды. Меховые воротники в зимних куртках заменят на текстильные, а кант на форме внутренних войск МВД будет выполняться в краповом цвете - это дань традициям.
"Тактическая рубашка - это абсолютно новый для наших Вооруженных сил элемент. Он крайне удобен при использовании бронежилета, разгрузочных поясов. Даже при значительных физических нагрузках военнослужащий чувствует себя достаточно комфортно", - пояснил журналистам начальник вещевого управления Министерства обороны Алексей Ковалев.
Для женщин в дополнение к повседневной форме решено пошить платья. Образ дополнят шляпа и галстук-бант. Осенью женщинам станут выдавать демисезонные ботинки. У курсантов появится так называемый офисный комплект из куртки и брюк (нынешняя повседневная форма с кителем будет одеваться на торжественные мероприятия), на лето им, как и солдатам, будут выдавать футболки поло.
В военном ведомстве считают, что также необходимо пересмотреть форму суворовцев: существующая утверждена в 1996 году. Она будет похожа на форму курсантов, но выполнена в привычных темных оттенках. Изменения будут закреплены в отдельном Указе.
"Цена вопроса?" - уточнил Глава государства.
"Цена вопроса остается прежней за счет увеличения сроков носки, замены других предметов одежды", - сказал Андрей Бурдыко.
Он добавил, что разработанные модели были переданы в войска для опытной носки. При производстве формы учитывались пожелания и предложения военнослужащих.
"Вас устраивает - хорошо. Денег лишних не просите. Так тому и быть", - резюмировал Президент.
Вместе с тем Александр Лукашенко заметил, что, если возникает необходимость усовершенствовать форму, не надо ждать нескольких лет. Эти вопросы должны решаться оперативно, подчеркнул он.
Ожидается, что новая форма станет поступать в войска в третьем-четвертом квартале этого года - после принятия необходимых нормативных правовых актов и внутриведомственных документов.
Что важно, вся форма изготовлена на белорусских предприятиях и из отечественных тканей. В производстве участвовали флагманы текстильной промышленности - могилевский "Моготекс" и минский "Камволь". Всего же в работу было включено около 10 предприятий швейной отрасли.
"98% тканей, который используются для изготовления одежды, - это ткани белорусского производства, и это радует", - отметила председатель концерна "Беллегпром" Татьяна Лугина.
По ее словам, при производстве новых образцов формы особое внимание было уделено защитным свойствам одежды и ее износостойкости.
"Отличительной чертой данной коллекции является и то, что мы подумали о наших девушках, о несении службы ребятами в летний период. Поэтому в списке обмундирования появилась летняя одежда в виде платьев, рубашек поло. А в куртках, например, добавился капюшон. Хочется, чтобы наши военнослужащие различных видов войск чувствовали себя удобно в любое время года и в повседневной форме, и в парадной одежде", - рассказала Татьяна Лугина.
Министр обороны Виктор Хренин в свою очередь заявил, что к изменению формы одежды военное ведомство относится как к совершенствованию вооружения и техники: эта работа должна проводиться постоянно и исходя из современных реалий. Что и подчеркнул Главнокомандующий.
"Современные реалии таковы, что мы видим измененные формы ведения боевых действий. Появляются новые материалы, новые подходы. Мы постоянно оцениваем опыт и других стран по носке формы одежды, ее защищенности, стойкости, эстетичности. Поэтому Главе государства было предложено внести изменения, добавить некоторые элементы. В целом вся линейка формы одежды, которая была утверждена указом Главы государства в 2020 году, осталась в основе", - отметила Виктор Хренин.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 мая 2018 г. № 201

О противодействии допингу в спорте

В целях предотвращения допинга в спорте:

1. Установить, что Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством здравоохранения утверждается Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов (далее – Республиканский перечень).

В Республиканский перечень включаются вещества и методы, способные улучшать спортивные результаты, представляющие риск для здоровья спортсмена, а также маскирующие использование указанных веществ и методов.

Формирование Республиканского перечня осуществляется на основании списка запрещенных субстанций и методов Всемирного антидопингового агентства с учетом предложений учреждения «Национальное антидопинговое агентство».

2. Запрещается использование веществ и методов, включенных в Республиканский перечень*:

спортсменом;

в отношении спортсмена его персоналом, иными лицами;

в отношении животных, участвующих в спортивных мероприятиях.

* За исключением их использования в медицинских целях при наличии разрешения на терапевтическое использование, выданного в соответствии с Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь, утверждаемым Министерством спорта и туризма.

3. Белорусские производители биологически активных добавок и специализированных пищевых продуктов для питания спортсменов обязаны включить в инструкцию по применению предупреждающую информацию о наличии в их составе веществ, входящих в Республиканский перечень.

4. Решения о спортивной дисквалификации за допинг в спорте направляются учреждением «Национальное антидопинговое агентство» в организации физической культуры и спорта для обязательного исполнения.

Спортивная дисквалификация за допинг в спорте спортсменов и (или) их персонала – работников организаций физической культуры и спорта является основанием для расторжения трудовых договоров (контрактов) или гражданско-правовых договоров с указанными лицами.

5. Спортсмены и (или) их персонал:

5.1. на период спортивной дисквалификации за допинг в спорте не могут осуществлять педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта;

5.2. возмещают суммы денежных средств, выплаченных им в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 190 «О мерах по стимулированию достижения высоких спортивных результатов» за достигнутые спортивные результаты, которые были признаны недействительными вследствие применения к спортсменам спортивной дисквалификации за допинг в спорте.

Порядок расчета, возмещения и взыскания в республиканский бюджет указанных денежных средств определяется Советом Министров Республики Беларусь;

5.3. по решению Главы государства, принимаемому по представлению Совета Министров Республики Беларусь, могут быть лишены государственных наград Республики Беларусь за достигнутые спортивные результаты, которые были признаны недействительными вследствие применения к спортсменам спортивной дисквалификации за допинг в спорте.

6. В случае систематического грубого нарушения антидопинговых правил спортсменами – членами национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта могут применяться следующие меры:

6.1. к федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта:

лишение права на получение поддержки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта»;

лишение права на освобождение получаемой ими иностранной безвозмездной помощи от налогов, сборов (пошлин) в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»;

исключение из реестра федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта на срок до двух лет;

6.2. к национальным и сборным командам Республики Беларусь по видам спорта – пересмотр их составов с учетом критериев формирования, в том числе уменьшение штатной численности этих команд и объемов их финансирования.

7. Применение мер, указанных в пункте 6 настоящего Указа, в том числе определение сроков их действия, осуществляется в порядке, определенном законодательством:

7.1. к федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта – на основании решения Межведомственного координационного антидопингового совета при Совете Министров Республики Беларусь;

7.2. к национальным и сборным командам Республики Беларусь по видам спорта – на основании решения Министерства спорта и туризма.

8. Для целей настоящего Указа используемые термины имеют следующие значения: персонал спортсмена – тренер, педагогический работник, менеджер, спортивный агент, медицинский работник или иное лицо, участвующее в спортивной подготовке спортсмена;

систематическое грубое нарушение антидопинговых правил – нарушения антидопинговых правил, выявленные на международных спортивных соревнованиях за четырехлетний период пять раз и более (в отношении несовершеннолетних спортсменов – два раза и более), с вынесением спортивной дисквалификации за допинг в спорте сроком на четыре года и более в отношении спортсменов по конкретному виду спорта.

9. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации, в том числе проработать вопрос об установлении уголовной ответственности за склонение спортсменов к использованию веществ и методов, включенных в Республиканский перечень, а также использование таких веществ и методов.

10. Министерству спорта и туризма по согласованию с Министерством здравоохранения в шестимесячный срок утвердить Республиканский перечень.

11. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункты 1–8 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Указа;

иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

Профилактика наркопотребления, алкоголизма, табакокурения, суицидов и суицидального поведения


Злоупотребление наркотиками и алкоголем, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Наркомания превратилась в социальное бедствие. Особенно трагично и гибельно злоупотребление наркотическими веществами в молодежной среде, ведь поражается и настоящее, и будущее общества. Причем наркомафия изобретает все новые и новые вещества и препараты, не включенные в список наркотиков. Как правило, они еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для здоровья, а затем и для общества в целом.
Не менее гибельным является злоупотребление алкоголем, который также является наркотиком. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголизм особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развиваются опасные болезни, а также сохраняется высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.
Как действует наркотик?
Вызывает эйфорию, наркотическую зависимость и абстиненцию («ломку»).
Эйфория – состояние, когда человек находится в болезненно повышенном, беспричинно радостном настроении. Преобладает чувство довольства и благополучия, несоответствующее реальному положению вещей.
Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль.
Состояние, являющееся следствием обрыва употребления наркотиков при наличии выработанного синдрома зависимости. Наиболее часто ломка оправдывает свое название при зависимости от наркотиков опийной группы.
Наркоторговцы широко применяют тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель затянут «в сети». Наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек. Почему распространители наркотиков предлагают их так часто именно на дискотеках? Потому, что в царящей вокруг атмосфере веселья чувство опасности притупляется, не приходит в голову, что в такой прекрасной обстановке может случиться беда. Доверчивым подросткам предназначается наркотик задешево. А завсегдатаи платят уже сполна, и не только деньгами, но и своим здоровьем и жизнью.
Жизнь устроена так, что в массе своей молодые люди часто не могут быть самостоятельными и ответственными за определенные реалии своего бытия – нет необходимого опыта. Им хочется быстрее найти свое место в жизни, но пока многое не выходит, все места вокруг заняты и не хватает эффективной поддержки родителей, родственников. В этом противостоянии первыми не выдерживают молодые. И уходят от нас, иногда в прямом смысле – уходят из дома. Куда? Очень часто это бывает уход в мир наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Можно найти информацию о том, как и из чего, приготовить наркотик, получить урок распространения зелья, что нужно делать и как себя вести при задержании милиции и т.д. Перед обществом стоит огромная задача по борьбе с наркоманией, особенно в молодежной сфере, которую под силу решить, взявшись за нее только всем миром.
Профилактика — лучшая методика борьбы с алкоголизмом и наркотической зависимостью. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших. То есть предупредить наркоманию легче, чем вылечить. Сегодня для борьбы с наркоманией возникла острая необходимость пропаганды здорового образа жизни. Медикам самостоятельно с этим не справиться. В этом могут помочь все средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. Несомненно, что та мощь и изобретательность, которые демонстрирует пресса в рекламе товаров крупных торговых компаний, может быть использована и в борьбе с наркоманией. Сотрудничество власти с общественными организациями и здравоохранением, благотворительные фонды больных наркоманией и их родственников, религиозные организации, объединения граждан, клубы, привлечение педагогов, психологов — все вместе способны внести решающий вклад в локализацию очагов наркотической эпидемии.
Для профилактики употребления наркотиков, алкоголизма среди молодежи, важно знать, почему одни легко становятся наркозависимыми, а другие не поддаются пагубным влияниям, иными словами, важно выявить причины и факторы молодежного наркотизма. Исследования, проведенные в студенческой среде, показывают, что большая часть молодых людей — 31% считают, что «это помогает забыть о проблемах» и «приносит приятные ощущения». «Интерес к риску», в связи с потреблением наркотиков обнаружили 16% студентов. Начинают прием наркотических препаратов «от скуки» – 14 %, «считают наркотики необходимым элементом молодежных вечеринок» 5,0%, Важным мотивом употребления наркотических веществ является поиск необычных ощущений и переживаний.

Курение


Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.
В листьях табака содержится один из самых ядовитых растительных алкалоидов – никотин. Никотин вырабатывается в корнях растения и оттуда поступает в другие части, в том числе и в листья. Разные сорта табака содержат от 0,3 до 7% никотина, причем наибольшее его количество – в дешевых сортах табака, наименьшее – в дорогих. При курении табака никотин поступает в организм. Доза никотина в 30-60 мг для человека смертельна, 5-6 мг вызывает острое отравление.
У курильщиков центры мозга, чувствительные к никотину, находятся в угнетённом состоянии, а потому и на концах нервов, берущих начало из них, веществ, необходимых для нормального строения и функции тканей, образуется недостаточно. В результате курения во многих тканях и органах наблюдается нервная дистрофия, а на фоне неё складывается предрасположенность к различным заболеваниям.
Made on
Tilda